Как учиться дома?

16 ноября 2016 - Vestnik
article5043.jpg

Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: "У нас ребенок ходит в школу - и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил - это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!" Когда я говорю, что никто с моими детьми не "сидит", делая вместе с ними "уроки" - мне просто не верят. Думают, что это бравада.

Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним "делать уроки") - тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.

Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить - может быть, "3" за изложение своих собственных мыслей лучше, чем "5" за запись папиных или маминых?) - тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.

А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является "хороший аттестат" (для поступления в "хороший вуз") - это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор - совершенно другая. Иногда 😉 удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто "побочный эффект" 😉. Бывает, но не у всех.

Давайте начнем с самой традиционной цели - с "хорошего аттестата". Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок - тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели - например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены "двигать" своего ребенка.

А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) - тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется "толчок" в виде регулярных "домашних заданий". Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи - а потом, "пройдя" в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.

Самый простой способ составить план учебы - посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно "проглотить" за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)

Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них - довольно тонкие и читаются "на одном дыхании" (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился "лишний" месяц, который можно "отдать" тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка - например, русский язык с его запутанными правилами 😉.) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.

Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома "очень трудно". Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя - используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)
Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей 😉. И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)

Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия... Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать... А если даже что-то не будет получаться - можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем... Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно - тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.

(Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при этом чаще всего возникают? Насчет "любого" - это не совсем так. Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить ;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот - успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло отлично.)

Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами - я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.)

И еще одно. Многие мне говорят: "Тебе хорошо - твои дети такие способные, они хотят учиться... А наших - не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу." Насчет "способных" детей - спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть "способности", к чему-то - нет. И учатся дома они не потому, что "способные", а потому что дома ничто не мешает интересоваться учебой 😉.

Автор: Ксения Подорова
https://vk.com/feed?w=wall-2185925_15672

 

Фото: https://pp.vk.me/c626517/v626517395/3fb77/CVl68oJY7aY.jpg

Комментарии (0)
Найти на сайте: параметры поиска
Новые материалы
Брусника - уникальный дар природы
Брусника - уникальный дар природы
Сегодня в 12:37 - Vestnik
Почему нужно выбирать местные продукты? 10 за!
Почему нужно выбирать местные продукты? 10 за!
Сегодня в 12:31 - Vestnik
Кому далеко до леса, могут вырастить лесные грибы на даче
Кому далеко до леса, могут вырастить лесные грибы на даче
21 января 2017 - Vestnik
Растительные продукты, богатые магнием
Растительные продукты, богатые магнием
21 января 2017 - Vestnik
Как сделать полезный сок из ростков пшеницы?
Как сделать полезный сок из ростков пшеницы?
21 января 2017 - Vestnik
Один из старых способов размножения деревьев и кустарников
Один из старых способов размножения деревьев и кустарников
21 января 2017 - Vestnik
Солнечное отопление для теплицы своим руками
Солнечное отопление для теплицы своим руками
21 января 2017 - Vestnik
"Дикий" сруб
"Дикий" сруб
9 января 2017 - Vestnik
Правильно выбираем семена!
Правильно выбираем семена!
9 января 2017 - Vestnik
Уникальные советы сибирской травницы - это надо знать!
Уникальные советы сибирской травницы - это надо знать!
9 января 2017 - Vestnik
Славянские традиции: одежда из растений
Славянские традиции: одежда из растений
6 января 2017 - Vestnik
Каких ошибок не стоит повторять при постройке бани
Каких ошибок не стоит повторять при постройке бани
6 января 2017 - Vestnik
Растения, укрепляющие берег пруда
Растения, укрепляющие берег пруда
6 января 2017 - Vestnik
Как красили ткани на Руси с помощью растений.
Как красили ткани на Руси с помощью растений.
6 января 2017 - Vestnik
Молодильные яблоки профессора Л.И.Вигорова
Молодильные яблоки профессора Л.И.Вигорова
2 января 2017 - Vestnik
Как вырастить лимон из косточки: плодоносящий лимон дома — это реально!
Как вырастить лимон из косточки: плодоносящий лимон дома — это реально!
2 января 2017 - Vestnik
Сокровища русского орнамента. Автор Качаева Марина.
Сокровища русского орнамента. Автор Качаева Марина.
2 января 2017 - Vestnik
Тополиный пух как самый тёплый и экологичный наполнитель
Тополиный пух как самый тёплый и экологичный наполнитель
2 января 2017 - Vestnik
Долговечность деревянных полов
Долговечность деревянных полов
2 января 2017 - Vestnik
Удивительные свойства масла чайного дерева!! Природный антисептик
Удивительные свойства масла чайного дерева!! Природный антисептик
2 января 2017 - Vestnik