Как учиться дома?

16 ноября 2016 - Vestnik
article5043.jpg

Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: "У нас ребенок ходит в школу - и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил - это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!" Когда я говорю, что никто с моими детьми не "сидит", делая вместе с ними "уроки" - мне просто не верят. Думают, что это бравада.

Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним "делать уроки") - тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.

Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить - может быть, "3" за изложение своих собственных мыслей лучше, чем "5" за запись папиных или маминых?) - тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.

А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является "хороший аттестат" (для поступления в "хороший вуз") - это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор - совершенно другая. Иногда 😉 удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто "побочный эффект" 😉. Бывает, но не у всех.

Давайте начнем с самой традиционной цели - с "хорошего аттестата". Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок - тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели - например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены "двигать" своего ребенка.

А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) - тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется "толчок" в виде регулярных "домашних заданий". Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи - а потом, "пройдя" в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.

Самый простой способ составить план учебы - посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно "проглотить" за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)

Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них - довольно тонкие и читаются "на одном дыхании" (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился "лишний" месяц, который можно "отдать" тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка - например, русский язык с его запутанными правилами 😉.) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.

Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома "очень трудно". Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя - используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)
Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей 😉. И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)

Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия... Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать... А если даже что-то не будет получаться - можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем... Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно - тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.

(Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при этом чаще всего возникают? Насчет "любого" - это не совсем так. Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить ;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот - успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло отлично.)

Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами - я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.)

И еще одно. Многие мне говорят: "Тебе хорошо - твои дети такие способные, они хотят учиться... А наших - не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу." Насчет "способных" детей - спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть "способности", к чему-то - нет. И учатся дома они не потому, что "способные", а потому что дома ничто не мешает интересоваться учебой 😉.

Автор: Ксения Подорова
https://vk.com/feed?w=wall-2185925_15672

 

Фото: https://pp.vk.me/c626517/v626517395/3fb77/CVl68oJY7aY.jpg

Комментарии (0)
Найти на сайте: параметры поиска
Новые материалы
Первая зелень: польза весенней зелени и легкие блюда из дикорастущих трав
Первая зелень: польза весенней зелени и легкие блюда из дикорастущих трав
16 мая 2019 - Vestnik
Бурим скважину на воду! ПРП Радосвет.
Бурим скважину на воду! ПРП Радосвет.
15 мая 2019 - Vestnik
Как посадить съедобный лесосад
Как посадить съедобный лесосад
14 мая 2019 - Vestnik
Красивая композиция из хвойников: 7 лучших идей
Красивая композиция из хвойников: 7 лучших идей
14 мая 2019 - Vestnik
Как превратить "вредные" сорняки в своих союзников
Как превратить "вредные" сорняки в своих союзников
13 мая 2019 - Vestnik
Оригинальные советы огороднику. Часть 1 и 2
Оригинальные советы огороднику. Часть 1 и 2
7 мая 2019 - Vestnik
Русские поговорки. Полные варианты.
Русские поговорки. Полные варианты.
30 апреля 2019 - Vestnik
Лотенков Юрий Алексеевич, садовод - опытник
Лотенков Юрий Алексеевич, садовод - опытник
30 апреля 2019 - Vestnik
Высаживаем клумбу непрерывного цветения
Высаживаем клумбу непрерывного цветения
26 апреля 2019 - Vestnik
Вкусненькое и натуральное!
Вкусненькое и натуральное!
25 апреля 2019 - Vestnik
История колыбели на Руси
История колыбели на Руси
24 апреля 2019 - Vestnik
Агролесоводство - решение проблемы бедности, голода и изменения климата.
Агролесоводство - решение проблемы бедности, голода и изменения климата.
24 апреля 2019 - Vestnik
Экоземледелие. С чего начать?
Экоземледелие. С чего начать?
22 апреля 2019 - Vestnik
Хорошо там, где есть кедр!
Хорошо там, где есть кедр!
19 апреля 2019 - Vestnik
Почему не уживаются огурцы с помидорами?
Почему не уживаются огурцы с помидорами?
18 апреля 2019 - Vestnik
Природные стимуляторы роста для семян
Природные стимуляторы роста для семян
18 апреля 2019 - Vestnik
Модный крем-мёд: а мёд ли?
Модный крем-мёд: а мёд ли?
18 апреля 2019 - Vestnik
Требования к ОСВЕЩЕННОСТИ у разных пород деревьев
Требования к ОСВЕЩЕННОСТИ у разных пород деревьев
17 апреля 2019 - Vestnik
Альпинарий минимального ухода
Альпинарий минимального ухода
17 апреля 2019 - Vestnik
Дикоросы: целебная сила лопуха
Дикоросы: целебная сила лопуха
16 апреля 2019 - Vestnik