Один день из жизни вне школы

21 августа 2018 - Vestnik
article6449.jpg

Как живут семьи, дети в которых не ходят в школы? Истории от мам, выбравших домашнее обучение.

Семейное и другие внешкольные формы образования сегодня интересуют многих родителей. Но интерес часто сопровождается страхами, сомнениями и вопросами. У большинства людей вариации словосочетания «семейное (альтернативное, свободное, естественное, …–ное) обучение» рисует в воображении следующую картину: ребёнок сидит дома, точно пришпиленный к матери, редко выходит «в мир», живёт замкнуто, мало общается со сверстниками, целыми днями играет в компьютер, изредка под давлением родителей что-то изучает по школьной программе и растёт совершенно неприспособленным к жизни. Однако опытные «нешкольники» утверждают прямо противоположное. Послушаем их истории.

👪 Дана Бар
мама сына 10 лет и дочерей (5 и 2 лет)

Обычно о хоумскулинге говорю неохотно. Как ни странно, люди, которые не сталкивались с семейным обучением, задают примерно одни и те же вопросы, и даже в похожем порядке. Так, например, после типичного вопроса о социализации чаще всего спрашивают, чем мы занимаемся в течение дня. И часто заговорщически подмигивают: мол, все ведь знают, чем занимаются современные дети, когда не ходят в школу.

А я на этом месте впадаю в ступор, потому что, несмотря на существование общей рутины, расписания как такового у нас нет, а интересы и приоритеты часто меняются, и сложно сказать, куда в тот или иной день заведут нас любопытство и жажда познания.

Сколько раз урок ИЗО плавно переходил в урок истории, который в свою очередь заканчивался уроком географии! Сколько раз естествознание перевоплощалось в культурологию, а домоводство в биологию! Сколько раз в первый снег зимой или в первый солнечный день после месяцев вечной мерзлоты мы объявляли днем «лесной школы» и шли исследовать жизнь...

Однажды, пытаясь понять, как устроен микроскоп, мы рассматривали картинку из журнала, а в итоге урок закончился разговором об офсетной печати и просмотром видео о том, как работают офсетные принтеры. В другой раз, пытаясь рассчитать поправку в 10% при подсчётах живых особей на нашем участке мне пришлось объяснять сыну проценты, до которых мы ещё не дошли по математике.

Как-то оказалось, что у нас заплесневел хлеб, поэтому мы быстренько отковыряли кусочек и хорошенько рассмотрели его под микроскопом; не менее интересно было рассматривать многократно увеличенную грязь из-под ногтей (сложно придумать более драматическое вступление к разговору о личной гигиене).

Именно поэтому так сложно просто перечислить события дня. Случайные факты, взаимосвязи, неожиданные открытия ждут нас ежеминутно и повсеместно, если только не пробовать упаковать обучение в аккуратную коробочку, в которой каждый предмет лежит в отдельной ячейке.

И всё-таки, как же проходят наши дни? Ритмично, как вдох и выдох.
Сын добровольно встаёт очень рано по будильнику. Дети читают, рисуют или играют. После завтрака сын начинает самостоятельные занятия по заранее намеченному нами плану. Там есть и математика, и грамматика, и письмо, но учебники — всего лишь канва. Как на самом деле будет выглядеть урок, часто зависит от того, что сына на тот момент интересует.

Пока сын занят, средняя дочка изучает буквы, а младшая рисует, лепит или изо всех сил пытается привлечь к себе внимание старших (к сожалению, часто у неё это получается вполне успешно).

После уроков — обед, тихие игры, по желанию сон, книжки или фильм. Во второй половине дня — активное время.

Сын любит что-то мастерить или затевает шумные игры с сестрами. Сейчас он увлечён полимерной глиной, фигурками из бумаги, начал издавать газету с семейными новостями, много читает. Иногда после школы к нам заглядывают друзья детей, в тёплое время года в это время мы обязательно гуляем.

Наши дети не перегружены занятиями вне дома, поэтому у них остается много времени на свободную игру, на собственные увлечения и друг на друга, благодаря чему брат и сестры очень близки. И даже при этом успеть всё желаемое и задуманное часто бывает невозможно.
Дома мы стараемся делать всё вместе, дети активно помогают в домашних делах, так что ритуалы ухода за домом и приготовление пищи являются обязательной частью каждого дня. На все трапезы стараемся собираться вместе за столом.

В родительстве мы придерживаемся принципов «слоу-ливинг», то есть выбираем размеренность вместо спешки и ритм вместо расписания. Это, наверное, и есть ключевой момент нашей жизни на данный момент.

Школа дома совершенно не равняется чёрной доске, тётеньке в очках, и расписанию «от и до». Поэтому мы стараемся учиться везде и всегда; стремимся не спешить, не подгонять; учимся смотреть и видеть, слушать и слышать, а также сопоставлять, сравнивать, задавать вопросы, и потом из всего этого делать выводы.

Так чем же мы весь день занимаемся? Да просто живём.

👪 Олина Пономаренко
мама троих сыновей (18, 16 и 8 лет)

С тех пор, как мы ушли из школы, наша жизнь кардинально изменилась и приобрела ту размеренность, о которой я только мечтать могла. Каждый новый день не похож на предыдущий, и мы его планируем сами. Но чаще всего даже не планируем, а действуем по настроению или по обстоятельствам.

Отправными точками служат наши немногочисленные занятия по расписанию — в основном, это английский и китайский, а также спорт, музыка, искусство и роботы, на которые ребёнок периодически то ходит, то нет.

Наш день может выглядеть так: утром мы везём среднего брата на лекцию по биологии (он готовится к экзаменам на аттестат), в это время сидим в кафе, читаем. Я — свою книгу, сын — свою. Выбираем кафе, где есть книги для детей на английском языке.

После лекции мы можем поехать в гости или в наш любимый музей науки, или в книжный магазин, или просто погулять в парк, либо заехать на ферму за зеленью и попить чаю.

Удивительно, но в этом «ничегонеделании» есть огромное преимущество, и ребёнок очень многому учится. Мы много беседуем, обсуждаем различные темы из разных сфер жизни — географии, истории, биологии, экологии. То есть в этом и есть смысл свободного и естественного образования, его неразрывная связь с жизнью.

Если мы слушаем в машине музыку, можем поговорить о композиторах и музыкальных инструментах; если едем сдавать вторсырьё, обсуждаем технологии переработки и проблемы экологии; если готовим обед, считаем проценты и пропорции или говорим о принципах правильного питания, ферментах и аминокислотах.

Но самое главное, на мой взгляд, — это то, что эти знания можно сразу применить в реальной жизни. К тому же ребёнок может реализовывать свои идеи и сам руководить процессом. И это не менее важный навык, чем умение читать и писать.

Когда сын занят любимым делом (сейчас это съемка мультфильмов), в процессе подготовки он узнаёт много новой информации, пишет, читает, изучает программы и много пересказывает.
Иными словами, это непрерывный процесс, в котором знания приобретаются в комплексе, через интерес и эмоциональную вовлечённость. Самое важное, что знания, полученные таким образом, не улетучиваются, а запоминаются надолго.

Дома ребёнок тоже постоянно чем-то занят. Планирует, мечтает, читает, рассказывает, задаёт вопросы, танцует и поёт. Я сейчас даже не представляю, как можно вмешиваться в этот процесс. Сын чётко знает, что ему нужно и всегда очень уверен в своём выборе.

Дома у нас есть книги, журналы, учебные программы, всё для творчества, для съёмки мультфильмов и ребёнок сам выбирает, что он будет делать. Моя задача — быть рядом (не в буквальном смысле, конечно), обеспечить его материалами, иногда вместе найти ответ на интересующий его вопрос, обсудить какие-то моменты.
Пару раз в неделю мы смотрим какие-нибудь фильмы, чаще всего документальные, познавательные, про природу, животных, космос, анатомию человека, экологию и т. д. Сын любит смотреть видеоуроки по химии, физике, геометрии. Но в приоритете всё-таки книги, особенно научно-популярные журналы, поэтому их у нас дома всегда с лихвой.

Иногда сын вдруг решает написать книгу или комикс, или вдруг вспомнит, что у него есть программа по изучению немецкого языка и может заниматься этим целый день, а бывают дни полного безделья. Но и эти дни очень важны для ребёнка — они помогают ему перенастроиться, перезагрузиться, чтобы с новыми силами взяться за новые дела.

Вечером, перед сном, у нас ритуал — я читаю ребёнку книги. Обычно он выбирает сам, но, если конкретного «заказа» нет, это русские волшебные сказки, былины, сказки Пушкина. Иногда после этого он сам ещё читает или мы немного обсуждаем прочитанное.

Для нас такой образ жизни и способ получения знаний идеален. Никаких ранних подъёмов, домашних заданий, оценок, никакой спешки и сроков. Ребёнок получает знания в своём темпе, изучает то, что ему интересно в данный момент и зачастую в гораздо большем объёме, чем даётся в школе.

У нас есть возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка и выбирать способы, которые ему больше подходят. Например, сын не хочет делать обязательные домашние задания и не любит сейчас писать, зато прекрасно воспринимает информацию визуально и на слух, поэтому мы договариваемся с учителем китайского о соответствующем построении урока. В итоге он с удовольствием повторяет дома то, что было на занятии без всякого принуждения и конкретных заданий.

Ребёнок мой очень общительный, поэтому мы стараемся уделять внимание интересным детским мероприятиям, общаемся с семьями с детьми, в том числе с семьями анскулеров, посещаем тематические лагеря, где у ребёнка есть возможность общаться с детьми самого разного возраста.

 

Источник https://vk.com/urc_medved?w=wall-22571892_9527https://vk.com/feed?w=wall-56272794_2251

 

Original: http://cs7011.userapi.com/c540102/v540102832/14844/0ZPutuqoLsw.jpg

Комментарии (0)
Найти на сайте: параметры поиска
Новые материалы
Все начинается с женщины
Все начинается с женщины
Вчера в 16:19 - Vestnik
Шесть тезисов о школе, опровергнутые опытом семейного образования
Шесть тезисов о школе, опровергнутые опытом семейного образования
Вчера в 16:11 - Vestnik
Cибирский кедр - царь тайги!
Cибирский кедр - царь тайги!
23 сентября 2018 - Vestnik
Где взять бесплатно плодородную землю и мульчу?
Где взять бесплатно плодородную землю и мульчу?
14 сентября 2018 - Vestnik
О Материнском молоке
О Материнском молоке
13 сентября 2018 - Vestnik
Осенние работы в природном саду
Осенние работы в природном саду
13 сентября 2018 - Vestnik
Использование опавшей листвы на дачном участке
Использование опавшей листвы на дачном участке
10 сентября 2018 - Vestnik
Ум или мудрость?
Ум или мудрость?
10 сентября 2018 - Vestnik
Тёплый пол Живого Дома без системы "Тёплый пол"
Тёплый пол Живого Дома без системы "Тёплый пол"
5 сентября 2018 - Vestnik
Какие растения можно собирать в сентябре (листья, плоды, коренья, соцветья и кору) ?
Какие растения можно собирать в сентябре (листья, плоды, коренья, соцветья и кору) ?
4 сентября 2018 - Vestnik
Об устройстве погребов, ледников, лабазов. Подборка книг.
Об устройстве погребов, ледников, лабазов. Подборка книг.
4 сентября 2018 - Vestnik
С чего начать закладку грядок? Экоземледелие для начинающих. Планируем с осени.
С чего начать закладку грядок? Экоземледелие для начинающих. Планируем с осени.
30 августа 2018 - Vestnik
Вишневский м.в. Лекарственные грибы. Большая энциклопедия
Вишневский м.в. Лекарственные грибы. Большая энциклопедия
29 августа 2018 - Vestnik
История сыроеда! Как и зачем происходил переход на сыроедение. Ощущения и результаты.
История сыроеда! Как и зачем происходил переход на сыроедение. Ощущения и результаты.
29 августа 2018 - Vestnik
Книга "Материалы по истории русской одежды"
Книга "Материалы по истории русской одежды"
28 августа 2018 - Vestnik
Чем больше посадил, тем больше урожай? А у нас по-другому!
Чем больше посадил, тем больше урожай? А у нас по-другому!
28 августа 2018 - Vestnik
Cемена со своего огорода. Почему их стоит беречь?
Cемена со своего огорода. Почему их стоит беречь?
28 августа 2018 - Vestnik
Декоративные садовые травы и злаки
Декоративные садовые травы и злаки
25 августа 2018 - Vestnik
Питательные грядки - урожай в порядке.
Питательные грядки - урожай в порядке.
25 августа 2018 - Vestnik
Применение опилок в саду и городе. 5 безопасных способов.
Применение опилок в саду и городе. 5 безопасных способов.
24 августа 2018 - Vestnik