ШКОДА ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

Психолог, писатель,

руководитель Центра Крия йоги (Ананда-Урал)

 

        Еще со школьной скамьи и в течении всей жизни нам приходится осваивать знания многих наук и учиться у разных преподавателей . Кто-то получил диплом о среднем образовании , кто-то о высшем , а некоторые даже получили ученую степень.   Однако мало кто из нас всерьез когда-либо задумывался, что главным воспитателем, учителем и экзаменатором является сама Судьба, и именно она поставит итоговую оценку, подведет черту и выведет поистине успевающих и отстающих в главных учебных дисциплинах.
       Какие законы стоят за всем тем, что с нами происходит? Или же нашей жизнью руководит просто случай? Различные события могут приходить в нашу жизнь. Одни из них приносят нам счастье, другие страдание. Можем ли мы на это повлиять, иначе говоря, можем ли мы сознательно создавать свою судьбу, или все уже предопределено и каждому в этом мире отпущена «своя доля»? Какие уроки даются нам в жизни, как их понять и сдать экзамены по ним, как приобрести опыт целостной и гармоничной жизни, как понять себя и других, как найти и реализовать свое предназначение? Это самые важные вопросы, которые нам нужно задать себе, и не только задать, но и найти на них ответы. Как их понять и сдать экзамены по ним? Зачем в нашу жизнь приходят разочарования и потери, а также радости и достижения? В чем высший смысл всего, что с нами происходит?
      Общаясь с психологом, работающим на основе прнципов Ценностно-ориентированной психологии, вы сможете задать себе самые важные вопросы, и не только задать, но и найти ответы на них...

        

        Шкода Валерий Владимирович ведет индивидуальную работу с людьми, испытывающими трудности в построении отношений с родственниками, друзьями, коллегами по работе. Помогает разобраться с проблемой одиночества в социуме. В своей деятельности основывается на экологичных методах Психологии Третьего Тысячелетия (ценностно-ориентированная психология), объединяющей в себе все лучшие методики, наработанные древними Мудрецами Востока и адаптированными к современным реалиям Западного мира.



ПРИНЦИПЫ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

ВВЕДЕНИЕ

     Для того чтобы осветить принципы «Ценностно-ориентированной психологии» (далее по тексту ЦОП), мне необходимо кратко обрисовать само понятие ПСИХОЛОГИЯ и обозначить некоторые основные направления этой науки. Это необходимо для того, чтобы на базе сравнительного анализа можно было лучше осветить положительные функциональные и прикладные аспекты ЦОП для современного общества.
     Нет, наверное, на свете человека, который хотя бы раз в жизни не слышал понятия психология. Но, к сожалению, мало кто понимает истинное значение этого слова и к еще большему сожалению, зачастую суть психологии не понимают люди, считающие себя психологами.
     Напомню, что состоит этот термин из двух древнегреческих слов: Психея, что значит душа и Логос, что значит знание (слово). Немного немало, а психология – это наука о душе человеческой. Когда человек ищет контакта с психологом? Когда запутался в жизни, когда разлад в семье, когда отсутствует понимание, зачем жить, когда дети вырастают не такими, как хотелось бы родителям, когда врожденная физическая немощь не дает адекватно воспринимать окружающую реальность, когда любимый ушел, не сказав до свидания, когда на работе проблемы, когда здоровье уходит, а на таблетки садиться не хочется… Можно долго перечислять причины, по которым человек начинает искать тонкие знания об истоках своих проблем. Почему тонкие? Потому что, большинство из нас интуитивно понимают, что проблемы внешнего, видимого плана рождаются в глубине нашей сути, скрытой от органов чувств и все доктора и лекарства нашего мира здесь совершенно бессильны. Также, все больше и больше современных ученых занимающихся проблемой связи психики и соматики начинают понимать, что большинство физических заболеваний является следствием продолжительных душевных (психических) расстройств и неправильных реакций, что влечет за собой разрушение взаимосвязи между разумом, телом, мыслями и эмоциями. В связи с чем в последнее десятилетие стали появляться новые разделы медицины, которые сливаются с психологией, признавая психику и соматику единой целостной системой. Пример такой науки – психонейроиммунология.
     Познавая себя и в первую очередь свою душу, человек получает знание и о причинах возникновения болезней тела, и о том, как простыми способами содержать свою физическую составляющую в здравии до глубокой старости. Знания эти сегодня доступны всем, но современная цивилизация не заинтересована в их продвижении в социум.
     Любой квалифицированный психолог знает, что порой для того, чтобы вылечить серьезную болезнь, надо просто изменить образ мышления или начать слушать перед сном музыку Моцарта. Это гораздо дешевле, чем проходить курсы дорогостоящего медикаментозного лечения с неизвестными последствиями. Давайте вспомним известный афоризм – все гениальное просто!
     Психология третьего тысячелетия, принципы которой раскрываются в данной работе, обладает всем необходимым набором инструментов для того, чтобы помочь человеку стать Счастливым. Но только помочь, потому как основную работу человек должен сделать сам. Для того чтобы выбраться из терзающих человека внутренних проблем, необходимы постоянные усилия в правильном направлении.
     Многие направления мировой психологии утверждают, что имеют представление о векторе приложения человеческих усилий для решения основной задачи человечества поиска Счастья. Например: общеизвестные постулаты Функциональной психологии говорят нам о том, что сознание человека должно адаптироваться к его поведенческой политике. То есть, сама по себе душа ставится в зависимость от той роли, которую выбирает себе ум и подчиняется физиологическим потребностям человека.
     В противовес Функциональной психологии появилась Структурная психология, которая на мой взгляд продвинулась немного дальше утверждая, что нет смысла адаптировать сознание к поведению личности, а нужно сознание рассматривать, как отдельную целостную систему, состоящую из элементарных частиц. То есть, для определения психологической проблемы, сознание необходимо расчленять на отдельные неделимые частицы и выяснять взаимосвязи этих частиц.
З. Фрейд и его последователи, просто предлагали человеку удовлетворять все свои желания, постулируя тот факт, что бороться с ними невозможно вследствие их бессознательной природы, а вопрос о трансформации желаний просто не ставился. Его ученик Адлер в качестве движущей силы влияющей на развитие личности, во главу угла ставил чувство общности человека с другими людьми, мотивирующей его на социальные контакты и развитие. Еще дальше пошла Гуманистическая психология, которая оживила образ человека, как объект изучения психолога. Гуманисты не ставят вопрос об изучении сознания, подсознания, поведения человека, как отдельных предметов, они призывают сделать предметом анализа высшие ценности такие как: самоактуализацию личности, творчество, любовь, свободу, ответственность, автономию, психическое здоровье и межличностное общение.
     Завершая выборочный обзор психологических школ подробнее остановлюсь на сравнительно недавно основанном методе Трансперсональной психологии, потому что он принципиально отличается от всех вышеперечисленных академических направлений.
Интерес представляет уже само слово – трансперсональная, которое состоит из двух латинских слов «trans» и «persona» т.е. «сквозь» и «маска» соответственно. Таким образом, изначально «трансперсональная психология» подразумевает очень интересное и многообещающее словосочетание «слово души сквозь маску». В психологических словарях это направление называют «учением о трансперсональных (или надличностных) переживаниях, их природе, формах, причинах и следствиях». Это направление выводит нас на совершенно новый уровень познания души, так как расширяет наше сознание за пределы Эго. Трансперсональная психология объединяет в себе множество духовных, религиозных, философских и психологических течений. Здесь, в отличие от других школ, человек не рассматривается, как отдельная индуализированная система в отрыве от остального космоса, но рассматривается, как часть единого целого. И, соответственно, все человеческие проблемы рассматриваются исходя из его взаимосвязей с окружающим миром. Это серьезный шаг вперед, позволяющий вывести Психологию как науку из душных академических рамок на свет Божий и открыть человеку его безграничные возможности. Собственно поэтому трансперсональную психологию не признают, как самостоятельное направление, большинство официальных психологических ассоциаций, которые вполне вероятно, просто боятся конкуренции со стороны этого мощного направления набирающего серьезные обороты.
    Но и здесь есть момент, который у меня, как у исследователя, вызывает чувство незаконченности, точнее сказать, неопределенности его истоков. Такое же чувство вызывают у меня и все остальные вышеперечисленные психологические школы. Что я этим хочу сказать – ничто не возникает из ниоткуда. Любой человек, а тем более ученый, вырастает в определенной мировоззренческой среде, которая, осознает он это или нет, влияет на его развитие, как человека, так и ученого. Все вышеперечисленные направления представляли люди, которые воспитывались на основе ценностей западной духовной культуры, то есть, Христианско-протестантской. Как известно, протестантская церковь наиболее техничная, упрощенная ветвь христианства, не подразумевающая глубокого проникновения человека в эзотерическую суть вероисповедания. Здесь главный упор делается на поведенческие экзотерические нормы духовных правил, что не могло не сказаться на философской базе западных психологических школ. Этим направлениям явно не хватает широты духовного сознания и глубины анализа. Исключение, пожалуй, составляет К. Юнг, который живя в западной культуре, изучал священные писания Востока и даже вдохновлялся ими, но в глубину тоже не пошел, сводя религию к психологическому феномену одновременно поднимая бессознательное до уровня религиозного феномена.
     Вывод: все вышеперечисленные направления психологической науки (за исключением трансперсональной) ставят человека и его проблему в центр Вселенной и, исходя из этого статуса, предлагают ему сфокусированные на нем решения. В указанных концепциях совершенно не учитывается взаимосвязь человека не только с миром материи, но и миром тонких субстанций. Совершенно не учитывается целостность Вселенной и человек не рассматривается, как ее часть, испытывающий на себе действия всех ее законов.
     Большинство общепризнанных направлений западной психологии рассматривали только конкретный срез человеческого сознания, психики или поведения, подчиняя одно другому и не видя тотальных всё пронизывающих связей. Религия если и рассматривалась, то только, как нечто, порожденное человеческой психикой под воздействием различных внешних или внутренних факторов. Если сказать коротко, то все перечисленные концепции не имели в своей основе главного, четкого понимания того, кем является человек по своей природе, откуда он пришел и куда должен идти. Все обозначенные пробелы не позволили западной психологии решить основную задачу человечества – обретения Счастья! 
    На рубеже тысячелетий явно обозначился кризис мировой психологической мысли. За последние несколько десятков лет человечество изменилось так сильно, что поставило себя на грань выживания. Многие ученые стали поговаривать о «точке невозврата», что означает еще немного и нас уже ничего не спасет, процессы деградации общества будут необратимы. Насущной необходимостью стал вопрос объединения всего психологического опыта, как западных, так и восточных школ в единую универсальную науку реально способную дать человечеству шанс хотя бы остановить падение. И такая дисциплина появилась. Это действительно Психология Третьего Тысячелетия, это свежий воздух в науках о Душе. Это система будущего и называется она - Ценностно ориентированная психология.
    
Заканчивая вводную статью, обозначу основной стержень ЦОП, то чем она привлекает искренних искателей истины – это толерантность ко всем духовным, конфессиональным, философским, культурным и психологическим направлениям и движениям. Это очень живая система способная, как губка впитывать в себя все лучшее созданное человечеством за последние тысячелетия.

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЦОП

    Для серьезных исследователей в области настоящей психологии это огромное поле Вдохновения и Творчества. Но откуда берется этот потенциал? Это серьезный вопрос с которого я хотел бы начать освещение принципов потому, что получая Знание человек должен четко понимать на чем оно основывается. Потенциал ЦОП складывается из двух аспектов.
    Когда мы покупаем воду, нас всегда интересует источник, точнее сказать, не сам источник, а степень его чистоты. Это разумный подход, потому что вода неизбежно станет нашей сутью. Также и процесс получения знания должен осознаваться человеком, как процесс добровольной трансформации своей личности. Это процесс обмена веществ его тонкого тела и он должен происходить на основе чистого и проверенного знания, а знания к обычным людям приходят через других людей. Любая обучающая система – это прежде всего Люди, несущие обществу определенные знания. Эти люди живут на основе выбранных для себя духовных ценностей, которые являются вектором их жизни. Именно живут, а не декларируют. Вот на этом фундаменте и основывается первый аспект мощного потенциала ценностно-ориентированной психологии. Люди, которые целью своей жизни сделали служение всему человечеству. Второй аспект это, собственно, сами ценности на которых базируется ценностно-ориентированная психология. Известный закон трансформации гласит – энергия (знание) не возникает из ничего. Рассмотрим подробнее истоки ЦОП.
   Любое направление в любой гуманитарной науке, а психология является именно гуманитарной наукой, неизбежно будет основываться на некой философской платформе разработанной авторитетными Учителями. Для ЦОП такой платформой является одно из самых древних знаний на Земле – Ведическое знание. Это знание оставлено нам древней цивилизацией, где существовала совершенно отличная от ныне действующей система ценностей. Также ЦОП использует все лучшие западные методики, не вступающие в противоречие с Ведической философией.
    Русский художник и философ А. Куинджи, (учитель Н. Рериха) перед самой смертью сказал: «Капиталистическая система отношений, господствующая ныне в мире, является системой порочной по своей сути. В этой системе невозможно реализовать Евангельские принципы Безусловной любви». Трудно с ним не согласиться. Приведенные во введении к данной работе направления западной психологической школы очень четко подтверждают эти слова. Все они возникли в капиталистической системе, которая пошла по пути полного подчинения духовных потребностей человека его эгоистическим интересам.
    Большинство Западных психологических школ и разработанных ими методик, призваны помочь человеку добиваться своих целей любой ценой. Главное Ты и твои интересы, а остальные пусть подстраиваются. Отсюда и НЛП (техники управления другими людьми) и сомнительные по своей чистоте идеи нашумевшего фильма «Секрет» и все остальные, обслуживающие человеческий эгоизм, техники. Это путь в никуда. Такой тотальной коммерциализации мировых конфессий и духовных (психологических) школ в обозримой истории не было никогда, поэтому и пришлось основателям ценностно-ориентированной психологии обратиться к древним знаниям.
    В чем основная ошибка западной психологии? Её главным заблуждением является то, что человек ставится в центр Вселенной. Естественно, что в этом центре оказываются все его проблемы и необъятные желания. Вот в этом, основанном на товарно-денежных отношениях, эгрегоре и рождались западные психологические школы призванные обслуживать человеческие прихоти. То, что этот путь тупиковый, ясно любому здравомыслящему человеку. Психологов все больше, а счастливых людей все меньше – странная пропорция. Мое личное убеждение состоит в том, что западная классическая психология просто вырождается, как собственно и вся западная цивилизация.
    Ценностно-ориентированная психология базируется на других принципах, потому что истоки ее лежат в совершенно другой системе координат. Повторюсь, корни ЦОП – это Ведическая культура, где в центре всегда стоял БОГ! И все человеческие проблемы здесь решались в соответствии с Высшим законом – Дхармой, а не в соответствии с личными человеческими желаниями. ЦОП очень мудро дает человеку понимание того, что желания надо делить на две категории: первая – это истинные человеческие потребности, заложенные в него Природой; и вторая – это его прихоти, диктуемые человеку несовершенными чувствами, привязанными к материальной природе видимого мира.
    Нельзя рассматривать трудные ситуации, приходящие в жизнь каждого без исключения человека в отрыве от Вселенских законов, которым человек должен подчиняться. ЦОП раскрывает человеку главный смысл его нахождения в теле – это опыт обучения Души прямым отношениям с Богом. Да, немного-немало, ценностно-ориентированная психология дает человеку понятие того, что он не есть тело, не есть ум, он есть душа, что совершенно неприемлемо Западными направлениями психологических школ. Соответственно, если человек Душа, то и основные потребности его лежат в сфере Духа. Я убежден, когда большинство людей Запада примут этот постулат, люди, наконец-то, начнут понимать истинную природу счастья.
    Давая людям знание о том, что человек есть Душа, ЦОП учит видеть каждый из аспектов своей жизни, как возможность развить свои отношения с Абсолютной Истиной. Скажу сразу, что обычному западному человеку, утонувшему в бесчисленных мирских проблемах и исковерканных отношениях, принять эти знания непросто. Почему? Потому что в сознание людей прочно внедрен постулат – наслаждайся жизнью на полную катушку. Бери от жизни все, так учат нас СМИ и современная культура, жизнь дается только один раз. И современный западный человек, с детства впитав эту порочную парадигму, начинает эксплуатировать все, что попадется на его пути, включая людей и природу, чтобы получить все новые наслаждения.
    Здесь заключена большая проблема для психологов, исповедующих принципы ценностно-ориентированной психологии. Как объяснить среднестатистическому человеку, привыкшему жить материальными ценностями, что этот мир устроен по определенным духовным законам и есть Абсолютная истина, которая следит за выполнением этих законов? Что человек не есть тело и даже не есть ум?
    Упрощенное и политизированное учение великого Иисуса Христа, которое веками выхолащивалось в пользу внешней модели преклонения и подчинения далекому Богу, из которого был вынут главный стержень - ЛЮБОВЬ! – одело человеческие Умы в непробиваемую броню порочных парадигм. Умы современных людей перестали быть гибкими.
А. Эйнштейн точно подметил, что здравый смысл – это набор предрассудков, накопленных человеком до восемнадцати лет и ЦОП, в отличие от редукционной психологии, не идет на поводу у этих предрассудков. ЦОП не ставит своей целью обслуживать человеческие пороки, потому что в это направление психологии приходят люди, для которых зарабатывание денег не является основополагающим фактором их жизни. Для них главное, помочь человеку проснуться от летаргического сна опутавшей его иллюзии материальных желаний. Это энтузиасты!
   Ценностно-ориентированная психология одним из своих принципов провозглашает принцип тактичной передачи знаний. Каждый человек должен получить знание в том объеме и того уровня, в котором он их готов принять. Сказать, что все люди разные – это не сказать ничего. Человек – это отдельная и неповторимая Вселенная, сотканная из миллионов живых нитей, каждая из которых несет совершено индивидуальную жизненную задачу. Но в то же время, всех нас объединяет единая Жизнь, проявившаяся через нас в миллионах форм.
    Психолог, строящий свою работу на принципах ЦОП, всегда помнит о том, что не он источник знания, он лишь проводник этого знания и с каждым человеком через него работает сама Жизнь. Наличие чувства такта в психологе, обеспечивается полным отсутствием личного интереса в своей деятельности и обузданная гордыня, его интересует только служение. Психолог – это проводник Абсолютной истины, стоящей за гранью своего творения. Его главная задача, научить человека работать над собой, научить его главному качеству успеха – умению терпеть.
Прикладные методы ЦОП строятся на принципе расширения сознания человека за пределы мещанско-бытовых рамок. По сути, задача психолога ЦОП состоит в том, чтобы подарить человеку Вселенную, точнее сказать – напомнить ему о том, что она уже принадлежит ему.
    Также, ценностно-ориентированная психология основывается на очень важном принципе экологичности своих методов. Все методики ЦОП учат тому, что человек не может решать свои проблемы, нарушая интересы других людей и, самое главное, всей природы в целом. Он должен действовать экологично, то есть, не нарушая Универсальных законов окружающего и внутреннего мира, что признается далеко не всеми течениями западной психологии. Нарушение внутренней и внешней экологии приводит в жизнь человека многие проблемы и страдания. ЦОП учит человека идти от общего к частному, искать свое место во Вселенной. Нельзя решать конкретную человеческую задачу в отрыве от всего мира, каждый человек связан со всем Мирозданием и оно чутко реагирует на каждое его действие.
   Например, у человека расстроились дела на работе, пусть его даже уволили. В чем причина? Не следует зацикливаться на том, что причина только в ваших отношениях с начальством или в чем-то еще непосредственно связанным с работой, и не только в том, что у нас никуда не годное правительство. Причина может быть совсем в другом: например, все дело может быть в том, что вы забыли о своих обязанностях к родителям или что-то еще в этом роде; забыли о предках, об Абсолютной истине (раньше таких людей называли жестокосердными), и вот Жизнь учит вас таким образом. И часто не только вас, но сразу многих, если большинство из нас забыло о своих обязанностях.
    ЦОП предлагает человеку задуматься о том, зачем в нашу жизнь приходят страдания? Задуматься о том, нужно ли обвинять кого-то в своих несчастьях? Может быть, правильнее было бы заглянуть в себя и найти там корень своих внешних проблем.
Принцип культуры уважения к каждому живому существу, раскрываемый психологами ЦОП в людях, дает человеку возможность по-иному взглянуть на его уже сформировавшийся круг общения. Ведь не секрет, что большинство людей, доживая до средних лет, перестают видеть реальность, которая открыта нам в детстве. Соответственно, мы совершенно перестаем видеть окружающих нас людей такими, какие они есть на самом деле. Мы видим свои оценки этих людей, которые сформировались в наших умах нашими семьями, школами, СМИ, общественным мнением и т.д. Поэтому, все люди делятся нами на плохих и хороших, ну еще на «так себе». Мы просто начинаем жить в своем уме, забившись в него как в нору, лишь изредка поглядывая на окружающий нас мир через кривые зеркала своих устоявшихся парадигм. И первым шагом к пониманию того, что плохих и хороших людей не бывает, будет освоение принципа культуры уважения к каждому живому существу. Конечно, в более глубоком понимании, этот принцип имеет ввиду уважение не только к людям, но к животным и растениям, потому как, все мы являемся порождением Единой Жизни проявляющейся в нас в разных формах. Не думаю, что искренне уважающий все живое человек, будет ласково гладить пасущуюся на заливном лугу корову, а затем придет домой и с удовольствием съест сандвич с ветчиной, сделанной из точно такой же коровы.
   Принцип универсальности проповедуемых ЦОП ценностей, дает возможность строить взаимоотношения с участниками программ на основании действительно Универсальных человеческих ценностей. Считаю необходимым остановиться на очень важном для правильного понимания данной работы понятии – ценности, так как, оно лежит в названии представляемого мной направления.
    Любая вещь или явление, если они вовлечены в сферу человеческих интересов и общественной жизни, приобретают определенную значимость, т. е. наделяются ценностью. Понятие "ценность", с одной стороны, имеет довольно отвлеченный характер, а с другой - содержит множество толкований и вопросов о его сущности.
    В популярном смысле ценность - это некая признаваемая всеми полезность, то, что стоит человеческого внимания. Ценностью может быть стакан воды или же сложная философская или психологическая система. Все зависит от того, насколько значима та или иная вещь, а также мысль, чувство и т. д. для человека или определенной группы людей. Ценностные представления существуют в виде понятий, норм, идеалов, с помощью которых осуществляется оценка.
   Ценности, которые представляют несомненную значимость для личности, определяют характер ее жизнедеятельности. Каждая личность обладает своим набором ценностей, сформированных воспитанием, жизненным опытом, судьбой. Они мотивируют поведение личности и характер взаимоотношений с другими людьми, соотнося это поведение с теми ценностными нормами и представлениями, которые установлены в обществе, их то чаще всего и называют - человеческие ценности. Более того, индивид может пытаться вводить свои личностные ценности в ранг общезначимых - например, в области искусства и моды, и т. д.
    Моральные ценности определяют социальную значимость, как отдельных поступков, так и жизненного пути личности. Признание индивидами ценностей в обществе и ценности самого общества - важное условие устойчивого существования этого общества. И в то же время в социальном пространстве существуют сообщества или группы лиц, которые не разделяют общепринятых ценностей, имеют совершенно иные представления об их значимости в данном обществе. Так, честность для большинства людей - ценность, распространяющаяся на всех - для воровского же сообщества честность - ценность лишь для "своих".
   Высшим статусом обладают так называемые вечные ценности или по другому - высшие Универсальные человеческие ценности, общие всему человечеству. Это признание приоритета добра перед злом и даже безразличием, приоритета красоты перед безобразием или равнодушием к прекрасному, приоритета истины перед ложью или бессмыслием. В христианских заповедях любовь к Богу и любовь к ближнему даны в единстве и в качестве ближнего указан не только соплеменник или единоверец, а каждый человек и даже враг.
    Общие человеческие ценности - это итог нравственной эволюции человечества. Об этом свидетельствует их развитие, в основе которого лежит прорыв "одиночек". В связи с этим немецкий философ К. Ясперс даже ввел такое понятие, как "осевое время": оно характеризуется расширением диапазона ценностей, связанным с именами великих мыслителей, необыкновенных личностей, например Сократа, Будды, Конфуция, Прабхупады, Йогананды древних пророков - Авраама, Даниила, Заратустры. У всех них было нечто общее - призыв служить высшему началу, а не себе и не узко трактуемым интересам своих народов.
    Ценностные ориентации личности или общества - или его части, формируются в ходе усвоения социального опыта, а обнаруживаются в интересах и убеждениях, определяя поведение. Ценностные ориентации высвечивают цели жизнедеятельности и средства их достижения, словно окрашивают в узнаваемые тона познавательные и волевые процессы личности, своеобразно маркируют ее принадлежность к социальным группам. Конструктивные ценностные ориентации цементируют достаточно большие социальные группы, определяя их контуры, так что, предельно упрощая, можно сказать: каковы ценности, таковы и группы. Поэтому говоря об Универсальных принципах, ценностно-ориентированная психология закладывает в свой фундамент лишь те принципы, которые сформулированы действительно авторитетными представителями человеческой расы и признаны всем мировым сообществом.
    Для примера достаточно сказать, что все согласятся с постулатом - не убей, который в процессе эволюции человеческого общества стал универсальным принципом для всей существующей ныне цивилизации.
    Принцип осознанности ориентирует инструменты ЦОП на пробуждение разума, для того чтобы человек мог осознанно строить свою жизнь. Для освещения принципа осознанности, прежде всего, надо очень глубоко понять, что же это такое – быть осознанным.
    Это понятие так часто встречается в нашей жизни, что для многих людей, особенно в духовной среде, само собой разумеется, что они понимают о чем говорят. Но, как показывает практика, многие люди очень далеки от понимания этого феномена. Поскольку этот принцип очень важен, есть желание осветить его подробнее. Для начала обратимся к Ошо:
«Ты жив лишь пропорционально тому, насколько ты осознан. Осознанность – это разница между жизнью и смертью. Ты не жив лишь потому, что дышишь, ты не жив лишь потому, что у тебя бьётся сердце. Физиологически в тебе можно поддерживать жизнь в больнице, без всякого сознания. Станьте более пробуждёнными и вы станете более живыми. А жизнь есть Бог – никакого другого Бога нет. Поэтому Будда говорит о жизни и осознанности. Жизнь составляет цель, осознанность – методологию, технику, чтобы её достичь».
    Сказано настолько сильно, что некоторых неискушенных исследователей это определение осознанности может запутать еще больше. Если комментировать вышеизложенное языком Ошо, то я бы сказал, что осознанность, это, все-таки, не разница между жизнью и смертью. Между Жизнью и Смертью я бы поставил знак равенства. Жизнь = Смерть.
    Для полноты картины приведу другую формулировку осознанности, которая встречается в работах современных психологов находящихся в противоположной стороне от Ошо:
«Осознанность – это способность воспринимать и оцифровывать потоки информации извне за одну единицу времени. Состоит из способности воспринимать информационные потоки по каналам зрения, звука, кинестетики, смысла, интуиции. Все аспекты восприятия вместе, формируют осознанность».
    Можно сказать, очень современный и научный подход, может быть, даже слишком научный для обычного человека.
    Теперь будем говорить простым языком. Как мне кажется, в понятии осознанность, как и в понятии сознание, надо выделить корень – знание. Далее необходимо чётко понимать следующее. Сознание — это не ум. Осознанность — это не умственная осведомленность. Осознанность — это непосредственное знание о самом себе (как о предмете познания), полученное напрямую из первоисточника — глобального Сознания — и не подвергнутое умственным интерпретациям и искажениям.
    В ценностно-ориентированной психологии все инструменты направлены на развитие у людей качества самостоятельного осознанного получения знаний. Люди должны четко понимать, что психолог не решит за них все проблемы, но поможет им встать на правильный путь, который приведет их к успеху во всех сферах жизни. Как уже отмечалось, настоящий психолог, будучи проводником Знания, ставит задачу провести знание через себя к человеку, то есть сделать его более знающим, более работоспособным, более осознанным.
    Принцип гармоничного сочетания профессионализма и высоких качеств характера представителей ценностно-ориентированной психологии предъявляет самые высокие требования ко всем психологам, работающим в данной системе. Профессиональное мастерство и высокие личностные качества психолога, это залог его эффективного служения человеку.
   Мне известен один психолог, кандидат наук, который в своем городе слывет очень известным специалистом в области этой науки. Он ведет личный прием и к нему не так просто записаться, его консультации стоят достаточно недешево, он читает лекции в университете и пишет докторскую диссертацию. Словом, профессионал высокого уровня.
    Он единственный сын у своей престарелой матери, которая одна воспитывала и растила сына. Однажды ему выпал счастливый билет – приглашение прочитать обширный курс лекций по психологии в одном из зарубежных университетов, но за несколько дней до отъезда его мать серьезно заболевает и ей необходим посторонний уход. Кроме сына у нее никого нет, но он оставляет ее на произвол Судьбы и уезжает, таков его выбор. Наверное, он настоящий профессионал, но лично я, в случае необходимости, к нему на прием бы не пошел.
Эта история, как нельзя лучше, иллюстрирует описываемый принцип. Наличие высокого профессионализма полностью нивелируется отсутствием высоких личностных качеств. Такой психолог не сможет по настоящему помочь запутавшемуся в жизни человеку, потому что ему самому нужна серьезная помощь.
    Принцип свободы выбора. Психологи ЦОП ценят свободу выбора каждого человека и не навязывают религиозные и иные догмы. В третьем тысячелетии человечество будет объединяться вокруг принципа толерантности по отношению ко всем духовным направлениям и конфессиональным течениям. У человечества один путь, научиться видеть единство Жизни во всем многообразии ее духовных и материальных форм, иначе нам не выжить. Роль психолога в третьем тысячелетии будет заключаться именно в том, чтобы по мере сил доносить этот смысл до людских сердец.
    Принцип здорового образ жизни. Представители ценностно-ориентированной психологии своим примером пропагандируем здоровый образ жизни свободный от алкоголя, табака и наркотиков. Это и есть настоящая свобода, не попадать в зависимость к человеческим порокам. Только такие люди, чистые на уровне тела и души, смогут быть настоящими проводниками высшей воли.
Как то к великому М. Ганди пришла женщина и привела ему своего ребенка. «Мой сын ест очень много сахара», - сказала она. – Помоги мне отучить его от этой привычки». – «Хорошо, - сказа Ганди, - приходи через неделю». Когда женщина через неделю вновь привела к нему своего сына, Ганди посадил его перед собой на табурет и внимательно глядя ему в глаза сказал: - «Не ешь много сахара!». Удивленно пожав плечами, женщина забрала мальчика и ушла. Когда спустя время она вновь пришла к Ганди с подарком, радости ее не было предела: - «Вы великий человек, Махатма, ведь мой сын, практически, перестал есть сладкое. Одного не пойму, зачем нужно было ждать неделю?» - Улыбнувшись Ганди ответил: - «Все дело в том, что я тоже очень любил сладкое и эту неделю я потратил на то, чтобы отучиться от этой привычки». Комментарии к этой истории излишни.
Принцип служения. Представители ценностно-ориентированной психологии осознают сами и передают другим, что высшей ценностью жизни являются взаимоотношения, основанные на безусловной любви и желании служить окружающим. Эгоизм, пропитавший все Западное общество, является основной причиной, заставляющей человека испытывать страдания. Страх, одиночество, хронические депрессии и всевозможные стрессы, непонимание между детьми и родителями, супругами и коллегами по работе, все эти типичные проблемы сегодняшнего общества имеют свои корни в человеческом эгоизме. Глобально решить все эти задачи можно исключительно с позиции безусловной Любви, другого пути нет. Бескорыстное служение человеку – это прямой путь к познанию Абсолютной истины.
    Любовь. Это последний и, может быть, самый важный принцип на котором основывается ценностно-ориентированная психология. Психологи ЦОП ставят своей целью способствовать пробуждению в людях настоящей Божественной Любви. Само понятие Лю-бо-вь, это аббревиатура состоящая из трех слов: Люди Бога Ведающие! Наши предки в этом слове дали нам настоящий ключ к счастью, показали нам нашу истинную природу.
По сути, земной любви не существует, вернее сказать, она существует, но к счастью людей не приводит. Если мы вспомним гениальные классические литературные произведения о земной любви, а их бесчисленное множество, то это сплошное описание людских страданий. Достаточно вспомнить «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, «Красное и черное» Стендаля и «Анна Каренина» Л. Толстого. Все остальные шедевры величайших классиков о любви (бульварные романы мы в расчет не берем) кончаются примерно также. Ощущение такое, что великие писатели словно подталкивают нас к главной мысли – люди, искать нужно не здесь, поднимите глаза к небу! Только ощущение ничем необусловленной, Божественной Любви позволит нам стать по-настоящему счастливыми.
Люди должны понять, что законы природы временны и условны: они появились вместе с физическим миром и с ним же, вероятно, прекратят свое существование. (Таково мнение некоторых современных ученых). Духовные же законы — вечны. Они содержат основные моральные нормы, которые неизменны, потому что отображают собой сущность вечного и неизменяемого Творца и главный закон – это закон Любви. Вселенная исчезнет, а Любовь останется. Основы нравственного закона заложены Творцом в самую духовную природу человека. Мы чувствуем в себе этот закон каждый раз, когда совесть нам говорит, что следует, а чего не следует делать. Сравнивая нравственный закон в душе человека с законом изложенном в Священных трактатах, мы видим, что они имеют одно содержание: заповеди спустившиеся к нам из Абсолютной истины в конкретной словесной форме подтверждают то, что нашему сердцу говорит внутреннее чувство, именуемое совестью
   
Иисус Христос оставил нам всего десять заповедей, но вполне достаточно только первой: –

Возлюби Господа Бога твоего
всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею
крепостию твоею, и всем разумением твоим, и
ближнего твоего, как самого себя.

   Вот она настоящая Любовь, рецепт нам дан, ингредиенты тоже, дело за нами.
В наше время первая заповедь так же актуальна, как много тысяч лет тому назад, только люди стали о ней забывать. Современный человек перегружен всякими знаниями, а о Боге и Его участии в своей жизни часто имеет самое туманное представление.
   
Отчужденность человека от Бога лишает его разум необходимых духовных знаний, а его жизнь становится сплошной чередой страданий. Тому есть и объективные причины, на сегодняшний день Земля максимально удалена от духовного центра Вселенной. Наши предки называли это время – Галактическая зима. Да, зимой, наверное, сложнее оставаться настоящим человеком, слишком много сил уходит на борьбу с холодом, но, тем не менее, быть людьми в любых условиях – это наша о б я з а н н о с т ь. Ее с нас никто и никогда не снимет. Но у нас есть выбор либо исполнять ее, либо нет и одна из основных задач психологов ценностно-ориентированной психологии объяснить людям, что исполнение обязанности быть настоящим человеком, таким, каким задумал нас Бог - это прямая дорога к Счастью!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключении хочу поделиться личным жизненным опытом.
    Годам к тридцати трем, как и многих моих сверстников, жизнь загнала меня в угол. Проблемы с физическим телом, непонятные перспективы на работе, однообразные отношения с друзьями, практически полное отсутствие взаимопонимания с супругой, дурные привычки, разногласия с отцом…список можно продолжить. В общем, внутри присутствовало полное непонимание, что дальше с этой жизнью делать. Тогда в голове появилась мысль, а не начать ли мне ходить в церковь. После первого же посещения на душе стало значительно легче, словно какое то лекарство принял. По дороге домой увидел объявление о том, что едет набор в философскую школу, на завтра была назначена первая лекция. В тот момент впервые в жизни родилось ощущение, что за мной кто то присматривает. Дальше было, как в сказке. Начал работать над собой и льды страданий стали таять на глазах и что самое интересное, я заметил, что чем больше я прилагал усилий к саморазвитию, тем сильнее менялась окружающая меня действительность.
    Вскоре я серьезно увлекся духовными практиками и познакомился с Ценностно-ориентированной психологией. Оказалось, что многие знания передаваемые представителями этого направления, уже давно интуитивно мной ощущались, как некие универсальные принципы. Ощущение было такое, будто давно брошенные в мою душу семена, кто-то уверенно и регулярно начал поливать живительной влагой и вскоре появились всходы.
   Я работаю с людьми и у меня появилась уникальная возможность передавать эти знания всем, кто готов меняться. 

 

Я, желаю всем Счастья!                                       

В.В. Шкода +7(912)244-65-00


Комментарии (0)